Состояние образовательных учреждений в Казахстане давно требует внимания. Множество школ, особенно в сельской местности, устарели как морально, так и физически. В городах ситуация также не идеальна: многие школы переполнены, а дефицит мест является острой проблемой. Кроме того, качество образования в ряде регионов страдает из-за недостаточной квалификации педагогов и отсутствия современных образовательных инструментов. Национальный проект «Комфортная школа», инициированный президентом Касым-Жомартом Токаевым, призван исправить эти недостатки, обеспечив современные и комфортные условия обучения для всех учащихся, независимо от региона. В этой статье мы попытаемся разобраться с реалиями, с которыми сталкивается проект.

Что со статистикой? По данным Министерства просвещения РК, в 2020 году в стране численность учащихся составила 3,5 млн детей. На сегодня в Казахстане насчитывается 7859 школ с контингентом 3,9 млн детей. Это отражает тенденцию роста численности учащихся, обусловленную увеличением рождаемости и внутренней миграцией. Из них почти 3 тыс. школ — односменные, 4,7 тыс. — двухсменные, а 106 (1,3% от общего количества) обучают в три смены.

Согласно данным на 2020 год, около 2 млн учащихся обучались в городских, а около 1,5 млн детей — в сельских школах. На сегодня 2,3 млн учащихся обучаются в городских школах, 1,5 млн детей — в сельских. Таким образом, наблюдается устойчивый рост численности учащихся с более значительным увеличением в городах по сравнению с сельской местностью.

По тем же данным, в период с 2020 по 2023 год в стране насчитывалось около 40 аварийных и около 250 саманных школ. В настоящее время их количество составляет 54 школы, большинство из них находится в Западно-Казахстанской и Кызылординской областях.

В 2023/2024 учебном году в регионах распахнули свои двери 165 школ на 137 тыс. ученических мест, что решило вопросы с 12 аварийными и 29 трёхсменными школами. В 224 школах завершился капитальный ремонт, ещё 1 тыс. сельских школ проходят модернизацию по семи направлениям: капитальный и текущий ремонт, оснащение предметными кабинетами, обновление школьной мебели, столовых, библиотек, а также улучшение условий безопасности.

Отметим, что за последние три года в стране было введено в эксплуатацию 689 школ на 435 тыс. ученических мест. По данным Минпросвещения, в настоящее время дефицит ученических мест в РК составляет 260 тыс. Он наблюдается в крупных мегаполисах и близлежащих агломерациях — в Астане, Алматы, Шымкенте, а также в Туркестанской и Алматинской областях.


Что за национальный проект? Пилотный нацпроект «Комфортная школа», впервые озвученный в Послании президента в 2022 году, призван не только ликвидировать дефицит ученических мест, аварийные школы и трёхсменное обучение, но и улучшить материально-техническую базу школ, сформировать пространство, способствующее развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Также ожидается, что проект привнесёт стандартизацию современных условий обучения как в городских, так и в сельских школах, обеспечив равенство детей в доступе к качественному образованию. Это особенно важно, так как современные технологии и коммуникации в большинстве случаев недоступны для сельских школьников, что негативно сказывается на качестве образования в целом.


Несмотря на продолжительную критику со стороны экспертов и общественности по поводу коррупционных рисков, проект продолжает реализовываться и уже демонстрирует первые успехи. 18 школ на 26,2 тыс. ученических мест сданы в эксплуатацию в Акмолинской, Карагандинской, Алматинской и Жамбылской областях, в Астане и Алматы, а до конца года планируется открытие ещё десятков образовательных учреждений.

Как реализовывают? Как сообщалось ранее, Samruk-Kazyna Construction внедрила в строительство социальных объектов ряд передовых инструментов и механизмов, которые успешно прошли проверку и доказали свою эффективность. В нацпроекте же впервые был испытан механизм ЕРС-контрактов. Такая практика успешно применяется за рубежом и позволяет в кратчайшие сроки реализовывать крупные проекты. Преимуществом договоров ЕРС является комплексный подход, в котором параллельно ведутся работы по проектированию, строительству и оснащению школ, а также по обеспечению всем необходимым оборудованием и инфраструктурой. Параллельно весь документооборот нацпроекта был переведён в электронный формат благодаря информационной системе е-qurylys, интегрированной с кросс-платформой Bitrix. Новшество позволяет надзорным органам в режиме реального времени не только следить за отчётностью, но и контролировать ход строительных работ 24/7 благодаря камерам видеонаблюдения.

Кто так делал? Если сравнивать ситуацию с международной практикой, стоит отметить успех Китая и Сингапура. В Сингапуре социальные объекты также возводятся по типовым проектам, что позволяет сократить сроки реализации и снизить расходы, при этом не жертвуя качеством.

Китай также реализует крупные образовательные проекты с акцентом на автоматизацию процессов и цифровизацию. В этих школах используются самые современные технологии, которые упрощают учебный процесс и обеспечивают доступ к цифровым ресурсам. Таким образом, Казахстан перенял и успешно начал интегрировать этот опыт.

В международной практике не было замечено, чтобы государство обеспечивало строительство такого масштабного проекта в такие короткие сроки. Однако и без препятствий не обошлось.

В первую очередь, естественно, всех волнует вопрос финансов, поскольку проект воплощается за счёт бюджетных средств. На сегодняшний день известно, что на строительство школ «под ключ» запланировано потратить 2,3 трлн тг. Контроль же за целевыми тратами этих денег осуществляют через е-qurylys соответствующие надзорные органы. Так, например, Samruk-Kazyna Construction подписала меморандум о сотрудничестве с Агентством по финансовому мониторингу. Агентство, в свою очередь, объявило, что начало проверку расходования выделенных на реализацию нацпроекта средств.


Не ослабевает критика того, что комфортные школы дорого обходятся казне, и на недавно проведённом Общественном совете, посвящённом реализации нацпроекта, эта критика не раз озвучивалась общественниками.

На запрос общественников сравнить последние современные школы Binom с комфортной школой дирекция предоставила данные. Например, стоимость строительства школы Binom на 2 тыс. мест составила 10 766,749 млн тг (по ценам 2021–2023 годов), в то время как строительство комфортной школы аналогичной вместимости обходится на 500 млн тг дешевле — 10 280,718 млн тг (по ценам 2024–2025 годов).

Общая площадь комфортной школы на 2 тыс. мест составляет 20 396,50 кв. м, тогда как у школы Binom — 22 413,33 кв. м. Объём строительства у комфортной школы также больше: 117 032,00 куб. м, против 86 578,44 куб. м у Binom. Важным преимуществом комфортной школы является наличие отдельного актового зала на 450 мест с полным техническим оснащением, тогда как у Binom актовый зал совмещён со спортзалом. В комфортных школах предусмотрены два больших и два малых спортзала, в то время как у Binom — только по одному.

Кроме того, в комфортной школе столовая больше и имеет два отдельных входа, для старших и младших классов. Также в такой школе есть STEM-лаборатория, сенсорная комната, кабинет поддержки инклюзивного образования и оборудование для проведения уроков по био- и нанотехнологиям. Медицинский блок комфортной школы разделён на кабинет врача, процедурный кабинет и фильтр-кабинет с отдельным выходом на улицу — таких помещений нет в школах Binom. Площадки для отдыха детей в комфортных школах разделены по возрастным категориям, что также не предусмотрено в школах Binom.

Кроме того, дирекция сообщила, что по её инициативе разработали единый дизайн по всем школам на сумму 29 млн тг в одной компании и сэкономили 1,55 млрд тг. Если бы каждый подрядчик сам занимался разработкой дизайна, было бы потрачено 1,57 млрд тг.

Оптимизировали и проектно-сметную документацию (ПСД). Дирекция провела работу по снижению сметной стоимости 89 ПСД ниже укрупнённого сметного норматива на сумму 22,5 млрд тг. Рассмотрев совместно с экспертами РГП «Госэкспертиза», сократили расходы ещё на 44,6 млрд тг от заявленной и утверждённой стоимости по итогам полученных заключений. Общая экономия составила 67,1 млрд тг.

Принимая во внимание эти факты, будет справедливо признать, что применение типовых проектов и единый подход позволяет существенно оптимизировать, сократить затраты на реализацию проекта.


В стране уже давно обсуждается проблема нехватки квалифицированных кадров в различных отраслях, особенно в строительстве. По официальным данным электронной системы eLicense, из 76 проектных компаний, участвующих в национальном проекте, полный штат специалистов имеется только у четырёх проектных организаций. РГП «Госэкспертиза» и Samruk-Kazyna Construction определили список проектировщиков, задействованных в нацпроекте, в количестве 66 и разбили их на три уровня. Так, из 66 компаний-проектировщиков высокий уровень квалификации имеют лишь 8 (12%). Иными словами, небольшая группа профессионалов вынуждена справляться с непомерными задачами по качеству и срокам проектирования.

С начала нацпроекта 12 ЕРС-договоров с подрядными организациями успели расторгнуть, штрафы, взысканные с них, суммарно составили около 250 млн тг. Основанием для таких крайних мер послужили ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, среди которых нарушение сроков исполнения строительно-монтажных работ, требований пожарной и технической безопасности, сроков поставки мебели, оборудования и др.

Цифры показывают нынешний уровень строительных компаний, их финансовую устойчивость и отсутствие квалифицированного персонала.

Вместе с тем бытует мнение, что организационные структуры строительных организаций превратились в некий симбиоз по управлению проектами, которые имеют в своём штате управляющих менеджеров, взаимодействующих с субподрядчиками практически по всем видам работ, но только не инженеров-строителей, каменщиков, сварщиков и т. д. В большинстве строительных компаний просто отсутствуют штатные специалисты ключевых профессий, в том числе инженерно-технические кадры, что напрямую влияет на качество, объёмы, сроки и ответственность за выполненные работы. К тому же ни для кого не секрет, что многие строительно-монтажные работы передаются на аутсорсинг.


Нормативная документация, регулирующая проектирование и строительство, обновляется гораздо медленнее, чем это диктует текущая ситуация, что также создаёт дополнительные трудности. Как и в большинстве отраслей, отсутствуют требования уполномоченного органа по переходу на современные методы проектирования с применением современных материалов и проектных решений. Существуют разные экспертные мнения по одним и тем же проектным решениям, и это вносит хаос в действия проектных организаций, вырывая их из установленных временных рамок. Такие случаи приводят к выходу заключения госэкспертизы с опозданием и, соответственно, к задержкам строительно-монтажных работ.


Остаётся необходимость уделять особое внимание достаточному количеству учителей и их квалификации. В сельских регионах вопрос подготовки педагогов стоит особенно остро. Современная инфраструктура не решит проблему, если не будет достаточно квалифицированных специалистов, способных применять современные технологии и методики.

В прошлом году президент давал поручение о подготовке руководителей нового формата в рамках программы «1000 лидеров изменений в образовании». И сейчас ведётся отбор корпуса директоров, в том числе для комфортных школ.

Согласно предоставленным Минпросвещения данным, первые лидеры изменений были подготовлены в прошлом году. В 18 вновь открытых комфортных школ по конкурсу назначены 18 директоров (15 — по конкурсу, 3 — из республиканского кадрового резерва), 70 заместителей директора (68 — по конкурсу, 2 — из республиканского кадрового резерва) и 1046 педагогов.

В комфортные школы из аварийных школ переведены 458 педагогов, 19 заместителей директора, 2 директора.


Помимо всего прочего, с повестки дня не снимаются вопросы, связанные с земельными участками. Местные исполнительные органы выделили участки на строительство школ, исходя из потребностей местных жителей. Однако имеются такие факты, как наличие старых зданий и сооружений, требующих демонтажа, прохождение инженерно-коммуникационных сетей (электролиний, труб газоснабжения, канализационных и водопроводных труб), скотомогильников, не числящихся в базе земельного комитета, перепады высотных отметок и другие.

Весенние паводки, настигшие семь регионов Казахстана в апреле 2024 года, не обошли стороной и строящиеся комфортные школы. Из-за природной стихии были приостановлены строительные работы в Атырауской (Кульсары, школа на 1200 мест), Западно-Казахстанской (село Пугачёво, школа на 300 мест) и Северо-Казахстанской (Петропавловск, школа на 600 мест) областях. Как сообщалось, в то время вся рабочая сила и техника подрядчиков была направлена на борьбу с бедствием, что, несомненно, внесло коррективы в графики строительных работ.

Подытожим. Радует то, что обозначенные трудности не стали препятствием для реализации проекта, и он уверенно воплощается в жизнь. Это подтверждают сданные школы, в которых дети уже сидят за партами и учатся. А ещё радует то, что благодаря реализации нацпроекта мы постепенно отходим от уличных туалетов, саманных зданий и других аспектов далёкого, уже нецивилизованного прошлого.

Значимым шагом стало поручение президента создать отдельную систему управления для школ, построенных в рамках проекта «Комфортная школа». Это позволит обеспечить эффективное функционирование этих образовательных учреждений на должном уровне.

Проект «Комфортная школа» — стратегический шаг вперёд для казахстанской системы образования. Он решает проблему нехватки учебных мест и перегруженности школ, предлагая модель, основанную на международном опыте, которая делает акцент на качестве, экономичности и прозрачности. Чрезвычайно важно продолжить этот курс, уделяя внимание как строительству школ и управлению ими, так и подготовке педагогов. Только таким образом проект «Комфортная школа» сможет стать настоящим прорывом для всей системы образования в Казахстане.
Источник: https://ranking.kz/reviews/socium/natsionalnyy-proekt-komfortnaya-shkola-proryv-v-obrazovanii-ili-put-s-prepyatstviyami.html 

Блог Председателя